Электронное зажигание 1
О преимуществах электронной системы зажигания по сравнения с обычной
механической знает каждый мотолюбитель: средняя мощность двигателя возрастает, а
расход горючего снижается, облегчается запуск мотора и не подгорают контакты
прерывателя. Но помимо того, данное устройство, установленное на мопеде или
легком мотоцикле, обеспечивает автоматическую регулировку угла опережения
зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, поддерживая тем
самым крутящий момент двигателя близким к максимальному.
Связанный с двигателем генератор М1 (рис.1) вырабатывает переменное напряжение,
пропорциональное частоте вращения коленчатого вала. Это напряжение, повышенное
трансформатором Т1 и выпрямленное мостом V1, заряжает накопительный конденсатор
С2 и питает устройство управления на триодном тиристоре V2.
Когда контакт прерывателя S1 размыкается, происходит заряд конденсатора С1:
начинается отсчет времени задержки момента искрообразования, соответствующий
максимальному углу опережения зажигания. Когда напряжение на C1 достигает
напряжения пробоя динистора V3, происходит разряд С2 через открывшийся тринистор
V2 и первичную обмотку высоковольтного трансформатора: образуется искра. При
увеличении числа оборотов коленчатого вала С1 заряжается быстрее – угол
опережения зажигания растет, а при их уменьшении происходит обратный процесс.
Суть автоматического регулирования поясняют графики (рис.2).
Трансформатор Т1 выполнен на магнитопроводе Ш12x20. Обмотка I содержит 150
витков провода ПЭВ-2 0,25, II-2800 витков ПЭВ-2 0,1. В качестве С1 используется
штатный конденсатор системы зажигания. Возможные замены: V2 – КУ201К, КУ202К-Н,
V3 – КН102Б.
Налаживание сводится к подбору сопротивления резистора R2.
Установка автоматической системы зажигания связана с незначительными изменениями
в электрической цепи мопеда.
Сравнительные испытания на мопеде «Верховина-6» показали, что переход на
электронную систему зажигания дает экономию топлива около 15%, реже приходится
пользоваться первой передачей ввиду заметного роста тяги двигателя.
|